Прямая или обратная полярность автомобильного аккумулятора. Как определить и в чем разница прямой и обратной полярности аккумулятора автомобиля?

Что такое прямая и обратная полярность аккумулятора автомобиля, как её определить?

Содержание

Прямая и обратная полярность АКБ – в чём разница?

Полярность автомобильного аккумулятора может быть двух видов: прямая или обратная в зависимости от того, в какой последовательности относительно корпуса находятся отрицательный и положительный выводы.

Прямая полярность аккумулятора – что это такое? Расположите батарею перед собой так, чтобы маркировочная табличка находилась у вас перед глазами, найдите клемму с обозначением «+». Если она расположена с левого края корпуса, а вывод «-» – с правого, то, следовательно, вашей АКБ соответствует прямая полярность. Это отечественная разработка, которая преимущественно используется на российских автомобилях. Кроме того, с данным вариантом расположения токовыводов можно столкнуться и на некоторых европейских автомоделях, в большинстве своём на тех, которые собираются на территории Российской Федерации или стран СНГ.

Чтобы лучше запомнить, можно провести аналогию с расположением рулевого управления: особенность российского автопрома – руль, а значит, и место водителя располагается в салоне с левой стороны.

Что значит выражение «обратная полярность аккумулятора»? Источники энергии данной разновидности более присущи автомобилям, выпускаемым европейскими и американскими производителями. Здесь всё с точностью до наоборот: клемма с обозначением на корпусе «+» устанавливается на правый край.

Основная разница между аккумуляторами прямой и обратной полярности заключается в местоположении плюсовой клеммы, а именно с левой или правой стороны крышки корпуса.

Можно заметить, что, кроме широко распространённых аккумуляторов прямой и обратной полярности, редко, но встречается абсолютно непредсказуемое положение токовыводов. Это наиболее характерно азиатским производителям, но такое ноу-хау не прижилось ни в нашей стране, ни на европейской территории.

При выборе аккумулятора для автомобиля в торговой сети обратите внимание, как защищены токовыводящие клеммы – на них надеты защитные колпачки разного цвета, что позволит быстро и практически безошибочно определить полярность. Как это сделать?

Колпачок синего цвета защищает минусовую клемму, а красного – плюсовую. Таким образом, если красный колпачок находится слева, это значит, что перед вами аккумулятор прямой полярности, а если справа – то обратной.

Что будет если перепутать полярность при подключении

Если при подключении перепутать клеммы, то возможны следующие последствия:

  1. Перегорание предохранителей.
  2. Пожар.
  3. Выход из строя ЭБУ.
  4. Перегорание диодного моста генератора.
  5. Оплавление проводки.
  6. Выход из строя сигнализации.

Самым опасным явлением при переполюсовке является возгорание, поэтому если при подключении клемм возникают искры, то следует прекратить процедуру. Так же может сильно повредиться электропроводка.

проверка полярности аккумулятора с помощью мультиметра

Как правильно купить аккумулятор

Покупая аккумуляторную батарею в магазине или на авторынке, автовладельцу необходимо подбирать ее по основным параметрам:

  • размерам;
  • полярности;
  • емкости;
  • пусковому току.

Если АКБ будет слишком больших размеров, ее нельзя будет закрепить на аккумуляторной площадке, и нужно знать, что у незакрепленной аккумуляторной батареи из-за вибрации достаточно быстро осыпаются пластины. Полярность нового аккумулятора должна соответствовать типу автомобиля, и если водитель совсем не разбирается в машинах, необходимо хотя бы запомнить, как располагаются клеммы у старой батареи, или зарисовать, чтобы не забыть, расположение клеммных выводов. Еще важно выбирать такую же полярность, какая и была, чтобы не путаться – при неправильном подключении АКБ возникает короткое замыкание с неприятными для автовладельца последствиями.

Не стоит покупать АКБ уменьшенной емкости, для стандартного легкового авто без кондиционера и другого дополнительного электрооборудования аккумулятор должен быть не менее 55 Ампер-часов. Если в электрической схеме много потребителей, можно приобрести батарею и на 60 А·ч.

При покупке новой аккумуляторной батареи нужно стараться приобрести АКБ с максимальным пусковым током. Вреда двигателю от такой батареи не будет, зато стартер сможет прокрутить мотор в морозную погоду без проблем. Еще не будет лишним взять с собой вольтметр (мультиметр) и проверить напряжение на клеммах аккумулятора – у нормально заряженной батареи оно должно быть около 12, 5 Вольт.

Рекомендуем:  Чем отличается стойка от амортизатора

Отличия между плюсовой и минусовой клеммой

Вначале желательно разобраться в устройстве аккумулятора, наиболее распространенной разновидностью которого является кислотно-свинцовый. Он представляет собой пластиковый короб, разделенный на 6 секций, каждая из которых является отдельным элементом питания. В любой секции находится пакет пластин с чередующейся полярностью. На пластины с положительным зарядом наносят диоксид свинца. Губчатый свинец используется для имеющих отрицательный заряд.

Клеммы можно отличить по внешнему виду, европейские имеют цилиндрическую форму, то есть, имеют круглое сечение. Азиатские делят на две разновидности, они могут быть круглыми или плоскими. Если вместо круглых используются плоские, они часто имеют резьбу. Разница в размерах также наблюдается, у европейских диаметр минусовой — 17,9 мм, а у азиатской — 11,1. Плюсовой контакт в авто из Европы имеет диаметр 19,5 мм, в азиатских машинах — 12,7.

Отличия между плюсовой и минусовой клеммой | Полярность аккумулятора: прямая или обратная, как определить, в чем разница

Если ставится аккумулятор с другой полярностью, контакты не подсоединяются из-за разницы в диаметре. Подключение возможно только через специальный переходник. Еще одно различие между двумя типами — в батареях европейского типа клеммы спрятаны в нишах, поэтому не выделяются на корпусе. В азиатских они возвышаются над крышкой и при установке на другое авто могут даже упираться в капот. Основные различия между клеммами с разными зарядами приведены в таблице:

Основные различия между положительными и отрицательным клеммами
Плюсовая  Минусовая 
Расположение Прямая полярность или «Азия» — клемма слева, обратная полярность или «Европа» — справа. Прямая полярность — клемма справа, обратная полярность — слева.
Размер «Азия» — 17,5 мм, «Европа» — 19,5 мм. «Азия» — 11,1 мм, «Европа» — 17, 9мм.
Цвет колпачка или опознавательного кольца Красный Синий, серый, чёрный или серебристый.
Форма Имеют одинаковую форму — цилиндрическую, в азиатских аккумуляторах могут быть плоскими.
Высота По высоте не отличаются, в АКБ типа «Европа» находятся в нишах на крышке, в АКБ типа «Азия» возвышается над крышкой.

Можно ли установить другой полярности?

Прямая и обратная полярность АКБ - что значит и в чем отличие

Теоретически можно. Но, как сказано выше, подобное может привести к лишней трате средств и дополнительным хлопотам с постановкой в гнездо, длиной проводов, несоответствием диаметра клемм. Другое дело, если подключить новый АКБ некорректно. Это может привести к тяжелым последствиям. Поэтому, если в технической документации указано, что для авто нужна прямая полярность АКБ, разумнее купить батарею именно прямой полярности.

Какими будет последствия, если перепутать полярность при подключении?

  • поломка генератора;
  • перегрев диодного моста;
  • выход из строя диодов (сопровождается хлопком при разрушении корпуса, запахом);
  • выход из строя бортовой электроники;

Важно! Большинство электронных устройств имеют защиту от переполюсовки.

Но только не мощные потребители электротока — усилители, магнитолы. В них есть элементы, например, конденсаторы, которые крайне чувствительны к переполюсовке. Их поломка гарантирована из-за нагрева. Первоначально от повышения температуры конденсатор вздуется, а затем взорвется. Процесс будет сопровождаться характерным звуком и запахом.

  • выход из строя реле в проводке;
  • короткие замыкания в сети и пр.

При прикуривании тоже крайне важна обратная и прямая полярность аккумулятора, что это такое описано выше. Некорректное подключение клемм с АКБ донору доставит не меньше проблем. В первую очередь вызовет мгновенное короткое замыкание с напряжением 24 В. В лучшем случае (если провода клемм имеют достаточное сечение — не менее 16 мм2) нагреются и оплавятся соединяющие провода, в худшем — водитель получит ожог рук. Повышение температуры может означать только одно — неправильную постановку зажимов.

Поэтому прикуривание выполняют по следующей схеме:

  • «крокодил» клеммы крепится на положительном выводе прикуриваемого авто;
  • «крокодил» клеммы крепится на положительном выводе АКБ доноре;
  • «крокодил» клеммы крепится на отрицательном выводе АКБ доноре;
  • «крокодил» клеммы устанавливается на отрицательном выводе прикуриваемого авто.

Важно! При постановке зажимов обращают внимание на цветовую маркировку проводов. Соединяют «+» с «+», а «-» с «-» или красный с красным, а синий (черный, зеленый) с синим.

Как определить полярность АКБ без маркировки?

Клеммы источника энергии принято обозначать «+» и «-». По расположению плюсовой клеммы относительно корпуса несложно понять, устройство какой полярности перед вами. Иногда на корпусе отсутствуют плюс и минус, но можно встретить цифры «0» или «1». Как тогда определить, какую полярность имеет аккумулятор: прямую или обратную?

Достаточно запомнить, что по общепринятым правилам цифре «1» соответствует прямая полярность, а «0» – обратная.

А если любая маркировка на аккумуляторе вообще отсутствует, то как в данной ситуации узнать его полярность? Вот несколько рекомендаций:

  1. Возьмите штангенциркуль и измерьте диаметр каждой клеммы.

    Помните, что плюсовая клемма всегда несколько толще, чем минусовая.

    Определив, какой из выводов тока соответствует маркировке «+», уточняем его местонахождение относительно корпуса. Например, выяснили, что правая клемма – это «плюс», а такое расположение характерно для аккумуляторов обратной полярности.

  2. К каждой неопознанной клемме АКБ привязываем тонкую медную проволоку. Слабый раствор лимонной кислоты наливаем в два сосуда и опускаем в них проволочные концы. Ёмкость, в которой начнётся протекание реакции, а именно образование пузырьков, укажет на токовый вывод, соответствующий маркировке «-». Следовательно, другой вывод – это «+», и его местоположение точно укажет на полярность батареи.
  3. Замените раствор лимонной кислоты сырым картофелем. Здесь всё будет наоборот: в реакцию вступит проволока, соединённая с плюсовой клеммой, оставив на поверхности овоща пятно зеленоватого оттенка. Опять же, зная положение плюсового вывода, определяем тип полярности аккумуляторной батареи.
  4. Воспользуйтесь мультиметром для определения напряжения на немаркированных выводах устройства. Коснитесь одновременно щупами прибора (обратите внимание, что они разного цвета) токовыводящих стержней АКБ и взгляните на показания:
    • если значение положительно, то это значит, что красный проводник соединён с плюсовой клеммой;
    • если значение отрицательно, то с токовыводом, соответствующим «+», был соединён чёрный провод.

    А далее всё по аналогии: отталкиваясь от места нахождения плюсового стержня – токовывода, узнаём полярность устройства.

Вот такими нехитрыми способами можно быстро определить полярность аккумулятора, но при этом точно зная, что такое прямая и обратная её характеристика.

Когда нужно определять полярность

При покупке новой батареи необходимо точно понимать, какая на аккумуляторе полярность. Установка аккумулятора с другой полярностью иногда возможна, путем его поворота в гнезде на 180 градусов. Но такие манипуляции не позволят полноценно затянуть крепления.

К тому же, чтобы автолюбитель не перепутал плюс с минусом, длина проводов у них разная, и правильно подключить аккумулятор удастся, только если нарастить провода, чтобы они могли дотянуться до нужных клемм.

Что будет, если перепутать полярность автомобильного аккумулятора?

Если перепутать полярность аккумулятора, то не удастся избежать серьёзных последствий: сложный ремонт автомобиля или даже его утрата в результате пожара. Рассмотрим разные ситуации.

При зарядке АКБ

К каким последствиям может привести путаница с полярностью аккумуляторной батареи? Здесь возможны два варианта событий:

  1. С вероятностью до 99 % можно утверждать, что зарядное устройство обязательно выйдет из строя, если зарядка осуществлялась в домашних условиях с использованием дешёвого оборудования. В такой ситуации перепутать клеммы несложно, ведь «крокодильчики» зарядки обычно одинакового размера.
  2. Если используется профессиональное зарядное устройство, то при полной зарядке АКБ произойдёт её переполюсовка, то есть клемма, соответствующая «+», станет минусовой и наоборот. Заряженный таким образом аккумулятор ни в коем случае нельзя ставить на автомобиль – это то же самое, что при его установке перепутать местами клеммы, последствия будут аналогичными.

Что же делать? Как вернуть батарее исходную заводскую полярность? Разрядить её полностью, не устанавливая на транспортное средство, а потом вновь зарядить, но строго соблюдая установленную полярность.

Неоднократная зарядка батареи при несоблюдении её полярности способна привести к тому, что клеммы окончательно поменяют полярность, то есть произойдёт её безвозвратная переполюсовка.

Если при установке батареи на зарядку практически сразу удалось обнаружить, что полярность токовыводов нарушена, то следует тут же, отключив предварительно зарядное устройство, изменить её на соответствующую действительности и продолжить процесс.

Различия в корпусе

Все АКБ можно условно разделить на:

  • отечественные;
  • европейские;
  • азиатские.

Полярность АКБ
Полярность АКБ
Полярность и диаметр клемм европейских и азиатских аккумуляторов

Они имеют свои стандарты производства и расположения выводов. Европейские АКБ, как правило, более эргономичны и компактны. Выводные контакты имеют больший диаметр. Плюс – 19,5 мм, минус – 17,9 мм. Диаметр контактов на азиатских АКБ значительно меньше. Плюс – 12,7 мм, минус – 11,1 мм. Это также нужно учитывать. Разность диаметров также указывает на тип полярности.

Определение полярности АКБ без маркировки


Бывает, что нужно узнать, какой полярности аккумулятор, но на его корпусе нет каких-либо обозначений. В этом случае существуют другие способы определения:

  • Размер клемм. Если снаружи корпуса не видно ни плюса, ни минуса, обратить внимание следует на диаметр клемм: плюс, по сравнению с минусом, более толстый. При необходимости последовательно к клеммам АКБ подключается минус (положительная должна быть изолирована). На минус клемма легко наденется, а на плюс будет заходить с трудом. Все же данный метод не гарантирует стопроцентный успех;
  • Мультиметр. Этот способ является более надежным. Для этого прибор переключается в режим, который измеряет постоянные напряжения U (предел – 20 В). После этого черный щуп устройства подключают к предполагаемому минусу на АКБ. Щуп красного цвета подключается к второй клемме. В случае положительных показаний на табло мультиметра (порядка 12 В) становится ясно, что черный щуп подсоединен к минусу, а красный – к плюсу. Если неправильно подключить, то на табло устройства будет выведено «-12 В»;
  • Налет на клеммах. Это косвенный способ, позволяющий узнать, АКБ имеет обратную полярность или прямую. Работает на «подгулявших» аккумуляторах. Здесь положительная клемма будет отличаться внешним видом – это повышенное оксидное загрязнение (белого или зеленого оттенка).

На заметку. Прежде чем подключать АКБ, необходимо узнать полярность любым из вышеперечисленных способов.

Как идентифицировать прямую и обратную полярность?

Как идентифицировать прямую и обратную полярность?
Определение полярности АКБ

Определить полярность изделия — несложно. Нужно повернуть АКБ лицевой стороной к себе. Лицевая сторона — та:

  • где наклеена этикетка с характеристиками;
  • при которой расположение полюсных выводов будут ближе всего к смотрящему;
  • где нанесены опознавательные знаки, маркировка.

В большинстве случаев полюсные выводы подписаны «+» и «-» прямо на корпусе. Если при повороте АКБ к себе лицевой стороной положительный вывод будет располагаться слева, значит, это аккумуляторная батарея прямой полярности. Если слева размещен «-», значит, обратная. Знаки являются общепринятыми обозначениями, но их на корпусе может и не быть. Часто производители оборудования используют свою маркировку. Например, различают полюсные выводы цветом. Положительный отмечают красным колпачком, отрицательный черными или синим.

Встречаются и другие обозначения:

  • обратная полярность — «0» или «R»;
  • прямая полярность — «1» или «L».

Разобравшись, в чем разница между прямой и обратной полярностью аккумулятора, будет не сложно запомнить общепринятые обозначения. Они справедливы для аккумуляторных батарей, которые выпускают для легковых автомобилей. При определении типа АКБ для автобусов, грузовых авто и любой другой тяжелой техники, где применяются батареи емкость от 110 Ач, обозначения будут другими:

  • левый «+» указывает на оборудование для европейской спецтехники — обратная полярность;
  • правый «+» указывает на оборудование для российской спецтехники — прямая полярность.

Также при покупке АКБ нужно учитывать и различия в производстве корпусов. Азиатские изготовители аккумулирующих батарей располагают полюсные выводы так, чтобы они сильно выступали над поверхностью верхней крышки. Большинство же европейских компаний делают корпус более эргономичным, то есть утапливают клеммы. У азиатских устройства диаметры клемм значительно меньше, чем у европейский. Для сравнения Азия/Европа — «+» вывод 12.7 мм/19.5мм и «-» вывод 11.1 мм/17.9 мм.

Смена полярности аккумулятора

Некоторые водители прибегают к способу переполюсовки АКБ. Эта процедура смены местами плюса и минуса. Также она делается для восстановления работоспособности батареи. Проводить переполюсовку рекомендуется только в крайних случаях.

Внимание! Мы не рекомендуем проводить данную процедуру самостоятельно (без помощи профессионалов) и в необорудованных специальным образом условиях. Последовательность действий ниже приведена в качестве примера, а не инструкции и с целью полноты раскрытия темы статьи.

Последовательность переполюсовки:

  1. Разрядить батарею до нуля, подключив какую-нибудь нагрузку.
  2. Плюсовой провод подключить к минусу, а минусовой к плюсу.
  3. Начать зарядку аккумулятора.
  4. Прекратить зарядку при закипании банок.

В процессе начнет расти температура. Это нормальное явление, которое указывает на смену полюсов.

Эту процедуру можно проводить только на исправной батарее, которая может выдержать активную сульфатацию. В дешевых АКБ свинцовые пластины очень тонкие, поэтому они могут просто разрушиться и не восстановиться. Также перед началом смены полюсов нужно проверить плотность электролита и банки на замыкание.

Чем грозит владельцу авто спутывание полярности?

Важно помнить: конструкция автомобиля предполагает использование только АКБ определенного типоразмера, расположения клемм. Установить в посадочное место аккумулятор аналогичной емкости, но не подходящей полярности возможно. Но вод подключить его в стандартном режиме будет уже невозможно. Так как провода просто не дотянутся.

Такая разница между АКБ присутствует не случайно: неправильная полюсовка станет причиной повреждения электроники автомобиля. Может выйти из строя блок управления двигателем, возникнуть КЗ. Важно помнить: не все электроприборы выходят из строя при смене полюсов. Но многие будут повреждены. Стоит избегать подобных ситуаций.

Причем в некоторых случаях отверстия в клеммах даже отличаются. Обычно диаметр положительной несколько больше, чем отрицательной. Потому даже случайно перепутать будет затруднительно. Причем смена полюсов может стать причиной вращения стартера в другую сторону. Некоторые двигатели после такого могут потребовать капитального ремонта.

Можно ли поменять полярность на аккумуляторе автомобиля

Сейчас большинство производителей стремятся исключить возможность неправильного подключения. Для этого минусовую и плюсовую клеммы делают разных размеров. Провода от бортовой сети имеют определенную длину и могут крепиться только с нужных сторон. Но владельцы автомобилей имеют возможность обойти защиту, подключив контакт через переходник.

Можно ли поменять полярность на аккумуляторе автомобиля | Полярность аккумулятора: прямая или обратная, как определить, в чем разница

Переходник на аккумулятор

В результате плюс становится не с той стороны, происходит переполюсовка, опасная для всех систем автомобиля. Конечно, некоторые автовладельцы специально переполюсовывают старый АКБ, чтобы продлить его ресурс. Но эту операцию приходится производить на свой страх и риск, а последствия зачастую оказываются неприятными. Переполюсовка возможна только при следующих обстоятельствах:

  • Банки исправны и не замыкают.
  • Внутри батареи поддерживается нормальная плотность электролита.
  • Пластины достаточно толстые и не имеют повреждений.

Если срочно потребовалась замена аккумулятора, можно поставить прибор с несоответствующей полярностью. В сложившейся ситуации батарея должна быть установлена так, чтобы провод с положительным зарядом доставал до вывода. Минусовой — это масса, он присоединен к кузову, поэтому его можно удлинять. Для этого старый провод отсоединяют, а вместо него закрепляют новый, имеющий большее сечение. К сожалению, плюсовой не откручивается, его нельзя заменять и удлинять.

Можно ли поменять полярность на аккумуляторе автомобиля | Полярность аккумулятора: прямая или обратная, как определить, в чем разница

Как определить при отсутствии маркировки выводов и внешних признаков?

Ниже мы предлагаем ознакомиться с тем, по каким признакам российская версия отличается от европейского образца.

  1. Диаметр токовыводов. «Европейки» имеют диаметр 19.5 миллиметров для плюсового контакта, 17.9 миллиметров – для минусового контакта. Для АКБ прямой полярности эти показатели находятся на уровне 12.7 и 11.1 мм соответственно.
  2. Маркировка. Одинаковая модель аккумулятора в разных ее версиях может отличаться еще и по маркировке. Имея при себе телефон, введите в поисковой системе серийный номер аккумулятора. На официальном сайте вы увидите полную информацию о батарее.
  3. Мультиметр. Довольно часто с помощью мультиметра проверяют полярность грузовых аккумуляторов. Для проверки возьмите прибор и переведите его в режим замера напряжения. С помощью щупов коснитесь выводов аккумулятора и посмотрите на полученное значение. При наличии плюсового напряжения вы поймете, что красный щуп находится на плюсовом выводе, черный – на минусовом. Если напряжение минусовое, все наоборот.

Надеемся, приведенная выше информация упростит выбор аккумуляторной батареи для вашего транспортного средства!

Как определить полярность аккумулятора — прямая или обратная, «Европа» или «Азия»

Обычно информацию узнают из технической документации устройства, но есть и другие способы определения полярности. Часто проблема решается при визуальном осмотре без применения дополнительных инструментов. Наверху аккумулятора, либо на крышках электродов должна находиться маркировка. Она обозначается, как «+» или «-». Иногда размещают надписи «neg» – минус и «pos» — плюс.

Как определить полярность аккумулятора — прямая или обратная, «Европа» или «Азия» | Полярность аккумулятора: прямая или обратная, как определить, в чем разница

Маркировка минусовой клеммы

Помимо маркировки используются условные обозначения — цифра 0 или 1. Ноль обозначает обратную полярность, характерную для автомобилей из Европы. Единица ставится на устройствах с прямой полярностью, предназначенных для отечественных и азиатских авто.

Вместо этих обозначений на минус может быть надето черное или синее кольцо, а на вывод с плюсом — красное. На некоторых моделях кольца нет, но присутствуют защитные колпачки. Они также бывают окрашены в черный (иногда синий) и красный цвета. Если маркировки нет, нужно обратить внимание на толщину токовыводов. Минусовой отличается меньшим диаметром, плюсовой — толще.

Как определить полярность аккумулятора — прямая или обратная, «Европа» или «Азия» | Полярность аккумулятора: прямая или обратная, как определить, в чем разница

Присутствуют различия в устройстве аккумуляторов «Европа» и «Азия». Имеющие расположение электродов азиатские версии обычно у́же и выше, часто в них отсутствуют ребра жесткости. В европейском авто крепления расположены снизу и предназначаются для более массивных АКБ. Поэтому устройство, рассчитанное на азиатские транспортные средства, будет выпадать.

Как определить полярность аккумулятора — прямая или обратная, «Европа» или «Азия» | Полярность аккумулятора: прямая или обратная, как определить, в чем разница

Разница между аккумуляторами Европа и Азия

Естественно, модель из Европы не получится втиснуть в крепления корейской или китайской машины. Также при расположении клемм по типу «Азия» планки для крепления находятся наверху, а не в нижней части короба. Но иногда приборы с разной полярностью совпадают по размеру, поэтому такой способ определения не всегда точен.

Как определить полярность аккумулятора — прямая или обратная, «Европа» или «Азия» | Полярность аккумулятора: прямая или обратная, как определить, в чем разница

Разобраться с полюсами можно не снимая АКБ, но вначале важно определить, к какому типу он относится — азиатский или европейский. Далее необходимо открыть крышку капота, местоположение прибора зависит от модели авто.

Как определить полярность аккумулятора — прямая или обратная, «Европа» или «Азия» | Полярность аккумулятора: прямая или обратная, как определить, в чем разница

Далее водитель должен подойти к аккумулятору с той стороны, где находятся клеммы. Если контакты расположены ближе к лобовому стеклу, нужно смотреть на них со стороны водительского сиденья.

Как определить полярность аккумулятора — прямая или обратная, «Европа» или «Азия» | Полярность аккумулятора: прямая или обратная, как определить, в чем разница

Когда используется батарея «Евро», плюс находится с правой стороны, то есть, полярность обратная. При установке «Азии», положительный контакт располагается слева, а полярность — прямая.

Как определить полярность аккумулятора — прямая или обратная, «Европа» или «Азия» | Полярность аккумулятора: прямая или обратная, как определить, в чем разница

Большую точность измерений обеспечивает цифровой мультиметр. Он незаменим, если маркировка стерлась, клеммы имеют одинаковый диаметр, или проводилась переполюсовка. Стоимость мультиметра в магазине около 350 рублей, и он будет часто требоваться при ремонте автоэлектрики. Можно купить аналог со стрелками, он стоит дешевле, но неудобен и считается устаревшим.

Прибор включают в режиме вольтметра, черный щуп подсоединяют к массе, красный — возле маркировки с Вольтами. Далее устанавливают постоянный ток 20 Вольт.

Как определить полярность аккумулятора — прямая или обратная, «Европа» или «Азия» | Полярность аккумулятора: прямая или обратная, как определить, в чем разница

Щупы прикладывают к токовыводам. Если получена отрицательная цифра, например, -3,9, значит полярность перепутана, нужно переходить к следующему шагу.

Как определить полярность аккумулятора — прямая или обратная, «Европа» или «Азия» | Полярность аккумулятора: прямая или обратная, как определить, в чем разница

Щупы меняют местами и снова проверяют токовыводы. Если на экране высветится положительное число, значит полярность соблюдена. Где находится красный щуп, там положительный заряд.

Как определить полярность аккумулятора — прямая или обратная, «Европа» или «Азия» | Полярность аккумулятора: прямая или обратная, как определить, в чем разница

Если под рукой нет мультиметра, удобно использовать для выполнения операции воду. Жидкость наливают в какую-нибудь емкость, например, в стакан. От аккумулятора с клеммами отводят два провода. Их опускают в воду и внимательно смотрят на выводы. На минусовом контакте вследствие электролиза жидкости появятся пузырьки.

Как определить полярность аккумулятора — прямая или обратная, «Европа» или «Азия» | Полярность аккумулятора: прямая или обратная, как определить, в чем разница

Можно применить другой метод, для проведения проверки понадобится картофель. Сырую картофелину разрезают на две половины. Подключенные к источнику питания провода нужно воткнуть в картофелину. Результат проявится через 10 минут. Рядом с плюсовым выводом появится зеленое пятно.

Как определить полярность аккумулятора — прямая или обратная, «Европа» или «Азия» | Полярность аккумулятора: прямая или обратная, как определить, в чем разница

При наличии старого компьютера, можно проверить аккумулятор с помощью кулера от системного блока. Перед тестированием важно знать постоянное напряжение аккумулятора. У моделей для легковых авто оно обычно составляет 12 Вольт. Кулер рассчитан на 12 Вольт, но начинает крутиться уже при трех. Поэтому он идеально подходит для подобной проверки.

Часто к кулеру подключаются три провода, один из которых — заземление. Но в данном случае потребуются два других провода — красный и черный. Их подключают к контактам батареи. Если на черном проводе будет отрицательный заряд, а на красном — положительный, кулер начнет вращаться. Когда лопасти не крутятся, это говорит о том, что подключение выполнено неправильно.

Как определить полярность аккумулятора — прямая или обратная, «Европа» или «Азия» | Полярность аккумулятора: прямая или обратная, как определить, в чем разница

Различные методы определения полярности рассмотрены в таблице:

Методы определения полярности автомобильного аккумулятора (АКБ) 
Метод Действия Результаты
Плюсовая клемма Минусовая клемма Прямая полярность Обратная полярность
Визуальный осмотр
Проверка маркировки маркировка «+» или pos маркировка «-» или neg
Проверка условных обозначений цифра 1 на этикетке цифра 0 на этикетке
Осмотр опознавательных колпачков или колец на клеммах красный колпачок или кольцо синий, реже серый или черный колпачок; синее кольцо «+» слева, «-» справа «+» справа, «-» слева
Определение типа расположения клемм — «Европа» и «Азия»  «Азия» — «»»+»» слева, «»-«» справа» «Европа» — «»»+»» справа, «»-«» слева»
Проверка размещения клемм «Азия» — клеммы находятся на крышке «Европа» — крышка ровная, клеммы находятся в углублениях, в АКБ из США клеммы расположены на лицевой стороне над этикеткой
Проверка толщины токовыводов диаметр больше, чем у плюсовой диаметр меньше, чем у плюсовой
Осмотр клемм — «Европа» или «Азия»  «Европа» — 19,5 мм, «Азия» — 12,5 мм. «Европа» — 17,9 мм, «Азия» — 11,1 мм.
Использование измерительного оборудования
Проверка мультиметром Результат — положительное число, плюсовой является клемма, к которой подсоединен красный щуп. Результат — положительное число, минусовой является клемма, к которой подключена масса.
Проверка подручными средствами
Проверка при помощи картофелины На картофеле в месте подключения щупа осталось зеленое пятно.
Проверка в стакане с водой В воде появятся пузырьки возле минусового контакта.
Проверка компьютерным кулером Если кулер вращается, значит красный провод подключен к плюсовой клемме, полярности соблюдены. Если кулер вращается, значит черный провод подключен к минусовой клемме, полярности соблюдены.

На следующем видео подробно описан процесс проверки:

Прочие виды полярности

Бывают и более редкие расположения клемм, что может существенно усложнить процедуру опознания. Например, существуют модели, имеющие полярность “6”, которая визуально определяется по наличию плюсовой клеммы справа, но сам корпус устройства имеет практически квадратный вид.

Полярность “9”, она же “5” также встречается не очень часто. Узнать о том, что аккумулятор относится к этой категории можно по расположению клемм ровно посередине АКБ.

Еще бывает полярность “2”, она также встречается на грузовых автомобилях и спецтехники. В этом случае клеммы расположены по диагонали.

полярность 2 и 9
Полярность 2 и 9

Какие будут последствия, если перепутал клеммы?

Последствия могут быть разными, исходя из того, в какой именно ситуации были перепутаны клеммы.

При установке на автомобиль

В том случае, если плюс «+» с минусом «-» на аккумуляторе были перепутаны в то время, когда АКБ устанавливался на автомобиль с работающим двигателем, тогда владелец транспортного средства получит достаточно большое количество неприятностей, начиная от того, что выйти из строя может диодный мост генератора, а также остальные электронные устройства в авто.

Чаще всего, такая ситуация случается со старыми транспортными средствами, где не было еще защиты от неправильного подключения АКБ.

Важно! Аккумулятор, который был подключен неправильно и надолго оставлен в транспортном средстве, может спровоцировать короткое замыкание и пожар.

В том случае, если клеммы будут перепутаны, а автомобиль в этот момент не будет заведен, тогда владельца ждут гораздо меньшие проблемы.

При такой ситуации, выйти из строя могут только приборы, которые были включены ранее, например магнитола, часы и т.д. Иногда, ситуацию спасают перегоревшие предохранители, которые монтируются в цепи питания, естественно, если они отвечают требованиям максимального тока в цепи.

Способы, как можно определить полярность

Определить этот параметр для правильного подключения проводов можно путем внимательного осмотра устройства. Как сказано выше, для каждой полярности предусмотрена своя маркировка, а также символы возле клемм для подключения проводов. Более точно узнать этот параметр позволит сервисная книжка к автомобилю, а также советы, приведенные выше (автор видео — канал Ник86 авто-стройка).

Рекомендуем:  Электродвигатель стеклоподъемника — как он устроен?

В том случае, если на конструкции аккумулятора нет никаких отметок и признаков полярности, соответственно, вы не знаете, как подключить провода, то можно попробовать провести тест. Вам потребуется мультиметр, щупы которого нужно соединить с клеммами. В том случае, если напряжение на дисплее тестера будет положительное, это свидетельствует о том, что щупы были подключены верно (на самих щупах есть отметки «+» и «-»). Если же диагностика показало отрицательное напряжение, то прибор для тестирования вы подключили неверно.

Есть еще несколько способов определения:

  1. По цветовому обозначению. Маркировка цветом есть на многих современных батареях — в данном случае плюсовой вывод всегда отмечается красным. Так что спутать выводы не получится.
  2. По размерам штырей. Опытные автолюбители знают, что положительная клемма всегда больше по размерам, чем отрицательная. Такое отличие характерно для многих современных аккумуляторов и даже с износом устройства оно остается. Как вы понимаете, по таким способам определить параметр значительно проще, чем с мультиметром.

В батареях, выпущенных в США, штырей попросту нет — вместо них устройство оборудуется выемками, в которые монтируются токопроводящие контакты. 

Источники

  • https://carbatt.ru/pryamaya-ili-obratnaya-polyarnost-avtomobilnogo-akkumulyatora
  • https://IstochnikiPitaniy.ru/akkumulyatory/avtomobilnye/polyarnost-akkumulyatora.html
  • https://nivovod.ru/ekspluatatsiya-i-obsluzhivanie/polyarnost-akb-pryamaya-i-obratnaya-ponyatie-i-otlichiya/
  • https://avtoskill.ru/sovety/polyarnost-akkumulyatora-pryamaya-ili-obratnaya-kak-opredelit-v-chem-raznitsa.html
  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/pryamaya-i-obratnaya-polyarnost-akb-chto-znachit-i-v-chem-otlichie
  • https://avtomobilprost.ru/polyarnost-akkumulyatora-pryamaya-i-obratnaya.html
  • https://TechAutoPort.ru/elektrooborudovanie-i-elektronika/istochniki-pitaniya/polyarnost-akb.html
  • https://mototehnika21.ru/servis/kak-opredelit-i-v-chem-raznitsa-pryamoj-i-obratnoj-polyarnosti-akkumulyatora-avtomobilya.html
  • https://avtomaster-ekspert.ru/pokraska/akkumulyator-pryamaya-i-obratnaya-polyarnost-otlichiya.html

[свернуть]

Related Posts